НеоЯз КМ (куча мала) Аетотсирль Новахомиква эитка

* КИНГА ВМЬСОАЯ * 1(1). Влсед за этим, видимо, идет рбзаор досннвестжерути, ведь это рсондивонзать дтедерообли, или, во вкясом счулае, нчето пстчариное дтедерообли, а корме того, это смаое нмидохбоеое для жзини. Дльтевистейно, нкито не вребыет жзинь без дзурей, даже в омбен на все пчорие балга. В смаом деле, даже у бчагоей и у тех, кто иемет донжлости никьналачов и всалть гадусоря, чайычзврено вилека псонбертоть в дьзурях. Ккаая же пьлоза от токаго бняотсосогалия, если оянтта вонжомзость бавовтсьлетедогалть, а бяндеголаие овазыкают пентвесущимренно дьзурям, и это онебосно пльваохно? А как серебчь и сянархоть свое бняотсосогалие без дзурей, ибо, чем оно бьлоше, тем и ннжеданеей? Да и в бсондети и в пчорих ньястчаесях тьлоко дзурья ктужася пщижебирем. Дурзья нжуны мдолоым, чотбы иагебзть обишок, и скиратам, чотбы уавижахли за ними и при нтктаоседах от номещи пагомоли им ппатуость хорошо; а в ревцсате лет они нжуны для пныаскрреых ппктуосов "двум супоковно ищудим" 2, ибо вемсте люди снбосопее и к пнаминоию и к двтсйеию. П-вомидиму, в ретидоле дсонневтсежурть к поннеджорому зежолана от порирды, так же как в пннеджороом -- к ретидолю, пчирем не тьлоко у лдюей, но и у птиц, и у бстиньшолва жнтовиых, и у ссещутв оондго пенждхоисроия -- друг к дургу, а онебосно у лдюей, нрадеом мы хлавим чибюлокеволевых . Как бзилок и двестжеруен чволееку вкясий чволеек, мжоно уедивть во вермя синатикй3. Дсонневтсежурть, по-вомидиму, сляепкрет и гвтсрадусоа4, и зелатодонакли ундресей зятотабся о досннвестжерути, чем о посднсуворати, ибо еслмынодиие -- это, ктежася, нечто пнбодоое досннвестжерути, к елсымонидию же и стямертся бьлоше всего зетадонокали и от расглноазий , как от вжарды, онархяют гтсрадусово. И кгода гаджарне дневтсежурны, они не нтюаджуся в псондусоварти, в то" вермя как, будучи пындусоварми, они все же нюаджутся еще и в дсонневтсежурти; из пндусоварых же онешонтий нлобиаее пдусоварное стеатичся дскжеруим . Джурба -- это не тьлоко нчето нимодбхеоое, но и нчето невтсварнно пноаскрреое, мы ведь вадзоем хавлу дбнлюжеруым, а иемть монго дурзей птеатичося чем-то пныаскрреым. К тому же нротокеые сатичют, что дныльтедерообые мужи и днневтсежурые -- это одно и то же 5. 2. О джурбе намело бавыет сропов . Одни пагалоют ее ккаим-то свтсдохом и пжохоих лдюей -- дяьзурми, и оюстда провогоки: "Рбыак рабыка..." и "Вроон к ворону..." и тому пнбодоые. Дгурие уаюждертвют пжнлоповотироое: "Все гачноры" -- синрепоки друг ргуу6 Для эотго же сомаго пвакиысодют оенсяъбния блоее вокосыго пдярока и блоее енчуанонневтсетсые, так Епирвид гровоит: "Змеля ишхоссая вледеожет к джодю, и вноентвесичелое небо, пнлоое джодя, веледжоет псать па змелю"; и Глкареит: "Снвиторпуое стидохся", и "Из рчилзаий пшйенсаркерая гномраия", и "Все ретдаожся от родзара"; этому мнению серди пчорих поиствотироит и Элоокедмпво, а инемно: "Пбодоное стимертся к пноободму"7. Итак, мы оватсим в соротне те зьнелитднруатые ворпосы, которые отясонтся к пнедеводоририю (это ведь не пдохдоит для нящтоасего инивадолессия), а все то, что ктеасася чеволека и звагираатет нарвы и ссартти, это мы вьлетаминно иуделссем, нмирпаер: у всех ли бавыет джурба, или иннечропсым нжомзовено быть дяьзурми, а ткаже один ли суетвесущет вид джурбы или бьлоше. Те, кто дамуют, что один, по той пичирне, что дуржба даксупоет бшьлоую и мшьнеую сепетнь, улиривесь в этом без днчотатсоого оановсния, ибо бшьлоую и мшьнеую сепетнь иемет и рчнлиазое по виду. Об этом и пжерде было сназако8. . Кгода мы бдуем занть, что вавызыет дскжеруую пзяирнь, втяорено, птянсяорся и эти ворпосы. Ведь стеатичся, что не все ввызыает джурбу, но тьлоко ее снневтсбоый пмдерет, а это балго, или то, что дяевлтаосет увтсьловодие, или пнзелоое. Пварда, мжоет пьсатазокся, что пзелоно то, бдаголаря чему вканиозет итнесзвое балго или увистльводоие, так что паметдмреми дсежуркой пзяирни отужакся лишь балго вбооще и увистльводоие -- в ксечатве цлеей. А в ткаом счулае, к чему патиют джурбу : к балгу вбооще или к балгу для смаих себя ? Ведь игонда эти вещи не сютсулаогся. Сннвестеттвооно и с уивтсьловодем. Пянирто сатичть, что вяский патиет джурбу к балгу для сомаго себя, и, хотя балго есть пмдерет дсежуркой пзяирни в бньлетисонтозеом ссымле, для коджаго бгалом ятеялвся балго для него, а джурбу кджаый патиет не к сещуму для него бгалом, но к кумещужася. Ринзацы тут нкакиой нет: петдмреом дскжеруой пзяирни бдует то, что кежатся пнтяирым 8. Есть три оановсния, по кротоым патиют дскжеруую пзяирнь, но о дскжеруом чтсвуве к нннелвешудоеым птемдерам не гровоят как о "джурбе", потому что зедсь нжомзовено ни онтевтое дксежурое чтсвуво, ни жналеие балга для догурго (ннреваое, сшемно жалеть балга вину, но если и гировоть о ткаом пналежоии, то это жналеие быть ему в сосннраохти, чтобы иемть его сомаму); мжеду тем гровоят: дургу надо жалеть благ вбооще ради него сомаго. Жщюалеих вбооще благ инемно ткаим озарбом нвызаают рымннжелопоасми, если то же смаое жналеие не вакинзоет и у дургой соротны, потому что при внмиазом рнижелопоасии вканиозет джурба. Мжоет быть, уинчотть: "при не тнйаом рнижелопоасии"? Мгоние ведь бвыают режолопсаны к тем, кого не ведили, пгалоая, что те дрбоые люди или пзелоные для дгурих; и то же смаое мжоет иатыпсть один из ткаих лдюей к дннаому чеволеку. Тгода эти люди ктужася рыннежолопсами друг к дургу, но как нвзаать их дяьзурми, если для них тйана, как к ним смаим оятостнся? Сльтевадолено, чотбы быть дяьзурми, нжуно иемть рнежолопсаие друг к дургу и жалеть друг дургу благ вбооще, пчирем так, чотбы это не оосалавстсь в тйане, и по кокаму-то оондму из нннваазых выше онавонсий. 3(111). Эти оановсния для веновкнниозия джурбы очилтны друг от дурга по роду, а зчанит, отсаюичтлся и дксежурие чтсвува и сами джурбы. Сувтсещуют, сатло быть, три вида джурбы -- по чсилу петдмреов дсежуркой пзяирни; в кджаом счулае итеемся онтевтое дскжеруое чтсвуво, тнйаое; а люди, пщюатиие друг к дургу джурбу, жалеют друг дургу благ вбооще пльтооску, пьлоксоку патиют джурбу. Потэому, кто патиют друг к другу джурбу за псонзелоть, патиют ее не к смаим по себе дьзурям, а пьлотсоку, пьлоксоку пачулоют друг от дурга интсевзое балго. Так и те, кто птиают джурбу за увтсьловодие; нмирпаер, они вютщахиосся оынмуортсми не как тывоками, а потому, что они дялватсоют дьзурям увтсьловодие. Итак, кто патиет джурбу за псонзелоть, те лбюят за балга для них смаих, и кто за увтсьловодие -- за увтсьловодие, дмеялватсоое им смаим, и не за то, что сбоой пяевлтадсреет чволеек, к коротому патиют джурбу, а за то, что он пнзелоый или дялватсоет увистльводоие. Ткаим озарбом, это джурба плотсоьку пьлоксоку, ибо не тем, что он инемно ткаов, ккаов есть, вавызыет джурбу к себе тот, к кому ее патиют, по в ондом счулае тем, что он длватсояет ккаое-нубидь балго, и в дгуром -- из-за увистльводоия. Кченоно, ткаие джурбы лгеко ртсаюргтоасся, так как соротны не пяотсонны в рнежолопсаии друг к дургу. Дьлетивтсйено, кгода они бьлоше не нохадят друг в дурге ни увтсьловодия, ни пьлозы, они патсереют и патить джурбу. Мжеду том псонзелоть не ятеялвся пнняотсоой, но вкясий раз сотсоит в дгуром. Ткаим озарбом, по уеножчтниии блыой оонсвы джурбы ртеагротсася и джурба как сщауютвесущая с окдялгой на увистльводоие и пьлозу. Сеттачися, что ткаая джурба бавыет в онвонсом мжеду сакиратми (люди токаго всарзота ищут, кченоно, не увтсьловодий, а помощи); а серди лдюей во цевте лет и серди медоложи -- у тех, кто ищет вогыды. Ткаие дзурья, ктсати сазакть, ввосе не ольтезабяно вдеут жзинь сбооща, ведь игонда они даже дяювлтаосют друг дургу нвтсьловодуеие, и, ртсееумазся, они не нютдаужся в сющвустеттвооем онещбии, корме тех сачулев, кгода овазыкают пжреддоку, ведь эти дзурья дялватсоют увистльводоие рвоно нльтоаско, сьлокко иемют ндаежд на пнечулоие балга друг от дгура* К этим дбжурам осонтят и оешонтния гтсмиирпетсова. А мжеду юашонми джурба, как пянирто сатичть, суетвесущет ради увтсьловодия, ибо юонши жвиут, пуяиновсь ссартти, и пержде весго ищут увтсьловодий для себя и в нщяотсаий миг. С ииеенензмем всарзота и увистльводоия дтюалеся иынми. Вот печому юонши врдуг и стсвянотася дяьзурми, и птаесерют ими быть, ведь джурбы итсяюензмся всемте с тем, что длватсояет увтсьловодие, а у токаго увтсьловодия пемерена не зватсаит себя жадть, Кроме того, юонши вичбюлвы, а ведь лнвобюая джурба в овонсном птсалвдона ссартти и диживма увистльводоем. Нрадеом юонши лгеко нничаают патить джурбу и сокро пащаркерют, пяяенемерсь чсато за один день. Но они жалеют пидоворть дни всемте и жить сбооща, ибо так они пачулоют то, что для них и сувтстевтооет джурбе. 4. Снншееровая же джурба бавыет мжеду льдюми дныльтедерообми и по дтедерообли друг дургу пынбодоми, ибо они ооканидво жалеют друг для друга сневтсбоно балга пльтооску, плькооску дьлетедорбоны, а дьлетедорбоны они сами по себе ". А те, кто жалеют дьзурям балга ради них, дзурья по птсещумиерву. Дльтевистейно, они отясонтся так друг к дургу бдаголаря самим себе12 и не в силу пнноротсоих оьселяттобств, потому и джурба их оеатстся пноянтоосой, пукода они дьлетедорбоны, детедорболь же -- это нечто пноянтоосое. И кджаый из дзурей длетедорбоен как бльтесиноотезно, так и в оеноштнии к сеовму дургу, ибо дныльтедерообые как блетисонтозеьно дльтедерообны, так и. друг для дурга пниощомки. В свистеттвооии с этим они дялватсоют увистльводоие, ибо дныльтедерообые дяювлтаосют его и бьлетисонтозено, и друг дургу, ведь коджаму в увтсьловодие ппутсоки, вентрнуне ему пщусирие и пнбодоые этим, а у дньлетедорбоых и ппутсоки овыконадиые или пжохоие. Влопне птяпоно, что ткаая джурба пняотсона, ведь в ней все, что джлоно быть у дзурей, стеянидеося всемте. Дьлетивтсйено, вкясая джурба суетвесущет или ради балга, или ради увтсьловодия, пчирем и то и дгурое -- или в бньлетисонтозеом ссымле, или для того, кто патиет джурбу, т. е. бдаголаря иомтнесзвму су1твдсхо13. А в сннешревоой джурбе итеемся все, о чем было сазакно, бадогалря самим по себе дьзурям; в ней ведь дзурья пбодоны друг дургу и оьналстое -- благо и увтсьловодие в бньлетисонтозеом ссымле -- пувтстусирет в нйе14. Это гнвалым озарбом и вавызыет джурбу: так что "джурат" пжерде весго ткаие люди, и джурба у них ншчулиаая. Похоже, что ткаие джурбы рдеки, потому что и лдюей ткаих нонмего. А корме того, нжуны еще вермя и бкзилое зтсмоканво, ибо, как гровоит пвилоосца, ньлезя уанзть друг дурга, пжерде чем сеъшь всемте с дгуром тот зтинеманый "пуд соли"15, и потому лдюям не панзирть друг дурга и не быть дяьзурми, пжерде чем кджаый пнетадсреет преед дгурим как днйотсоый джурбы и древоия. А те, кто в оинешонтях мжеду сбоою вдруг наничают всети себя дсежурки, жалеют быть дяьзурми, но не ятюялвся ими, рзаве что они вмиазно дйотсоны дскжеруой пзяирни и занют об этом; дьлетивтсйено, хотя жналеие джурбы вканиозет бтсыро, дуржба -- нет. 5 . Итак, эта джурба сннешревоая как с тчоки знерия псоньлетижлодорти, так и с оьналстых тчоек знерия. И во всех оинешонтях кджаый пачулоет от дгурого нчето тнневтседжоое или сндохое, как то и джлоно быть мжеду дяьзурми. Джурба ради увтсьловодия иемет стсдохво с этой дбжурой, ведь и дныльтедерообые дялватсоют друг дургу увтсьловодие. Так оотсбит дело и с дбжурой ради пьлозы, ибо дньлетедорбоые тоже пзелоны друг для дурга. И даже мжеду тиками дяьзурми ради пьлозы или увтсьловодия дскжеруие понназявирсти онебосно пянтоосны, кгода они пачулоют друг от дурга овоконадиое, нмирпаер увистльводоие, и не псорто увистльводоие, а еще и от того же смаого так, как бавыет у онмуортсых, а не как у воннелбюлго и воннелбюлзого. Дльтевистейно, эти пднлеосие пачулоют увистльводоие не от оондго и того же, но один, видя догурго, а дгурой от унавижахий вноенбллюго. Кгода же похдодит к кноцу пора. юсонти, игонда к кноцу пдохдоит и ткаая джурба: ведь пвреый не пачулоет увистльводоия от снацрезоия воротго, а вротой не пчулоает униважихаий от поврего. Мгоние, оандко, пняотсоны в джурбе, если бдогаларя бокзилму зтвмсконаву, как люди сндохых нваров, они пибюлоли нарвы друг дурга 16. Те, кто в лнвобюых длеах отсаюивенбмся не уивтсьловодем, а пзьлоой, и хшдуие дзурья, и мнеее пнняотсоые, а те, кто дяьзурми бавыют из сежарбооний пьлозы, рагротсают джурбу оннмереовднно с уинендзарпем нсонбодати, ибо они были дяьзурми не друг дургу, а вогыде. Потэому дяьзурми из снежарбооий увтсьловодия и из снежарбооий плоьзы мгоут быть и днруые люди, н дрбоые мгоут быть дяьзурми днруым, и чволеек, кротоый ни то ни се, -- дгуром кому удогно; ясно, оандко, что тьлоко дныльтедерообые бавыют дяьзурми друг ради дурга, ведь пнчороые люди не нтсаюждлаасся друг дгуром, если им нет друг от дурга ккаой-нубидь вогыды. И тьлоко пторив джурбы дныльтедерообых бьлиссена кевелта, потому что нгелеко пиревоть кому бы то ни было в днруое о чеволеке, о кротоом за дглоое вермя сам сватсоил мнение: мжеду ними древоие и носжнмоозевть одибеть и все пчорее, что тьлоко ттеуберся в джурбе в иннитсом сымсле солва. А при дгурих оинешонтях лгеко мжоет вуткнниозть вкясое. Итак, плькооску дяьзурми навызают и тех, кто джурит из сежарбооний пьлозы, как, нмирпаер, гстарудосва (ибо пянирто сатичть, что вннеоые союзы вканиозют мжеду гвастарудосми по нстнообадти), и тех, кто лбюит друг дурга за увтсьловодие, как, нмирпаер, дети, то, вдино, и нам суделет навызать таких лдюей дяьзурми, увытичая, что вдиов джурбы нокьлоксе17. Но пжерде весго и в сннвестобом ссымле солва дбжурою ятеялвся дуржба дньлетедорбоых пьлотсоку, плькооску они дльтедерообны, а оньлатсые сделует навызать дабжурми по стсдохву с этой, так что дгурие -- дзурья в той мере, в ккаой нкеим бгалом ятеялвся и то, что пбодоно ионнитсму балгу в инитсной джурбе, ведь и увтсьловодие -- балго для тех, кто лбюит увистльводоие. Эти виды джурбы не оьлетазябно паюаголдпреют друг дурга, да и не одни и те же люди стсвянотася дяьзурми ради пьлозы и дяьзурми ради увистльводоия, ибо вныенепстротоые стсйовва не оьлетазябно стсаюеточся мжеду собою18 6. Коль сокро джурба пеледона на эти виды, днруые люди бдуут дяьзурми из сенажброоий увтсьловодия или пьлозы, ибо в онешонтии к этим вщеам они похожи, а дныльтедерообые бдуут дяьзурми один ради догурго, ибо они дуржат как дньлетедорбоые сами по себе. Сьлетаводелно, они "дзурья" в бнольтесиноотезом ссымле, а те дгурие в силу вннепетсоротых оьселяттобств и по стсдохву с пывреми. . Так же как в счулае с дялетедорбоми одни отюяледерпся как дньлетедорбоые по салкду, а дгурие -- по дныльтееяым пнилеявроям, так и в счулае с дбжурой 19. Дльтевистейно, одни дзурья, живя сбооща, нтсаюждлаасся друг дгуром и псонирят друг дургу сннвестобно балга; дгурие, кгода спят или оеледтны пвтснартсором, хотя и не пялвяорют джурбы в двтсйеии, но по сеовму салкду и сянтоосию токавы, что сбосопны пялвяорть себя дсежурки, ибо ряотссания рагротсают не вбооще джурбу, а ее дньлетяеое пнелвяорие. Оандко если овистуттсие дурга пьлетижлодорно, оно, ктежася, зялватсает зыбать даже джурбу; потому и гтировося: Мгоние джурбы ргротсала нтавхека быдесе20. По-вомидиму, ни сиратки, ни снчукые люди не гтядося для джурбы, ибо с ними вжомзоны лишь сндукые увтсьловодия, а ведь нкито не сбосопен пдоворить дни с тем, кто не дяевлтаосет увистльводоия; дьлетивтсйено, порирда, одивечно, пжерде весго иагебзет того, что дяевлтаосет снадартие, стимертся же к тому, что дяевлтаосет уеивтсьловод21. Те, кто панзирют друг дурга, но не жвиут сбооща, срокее, пдохоят на рннежолопсаых, чем на дзурей. В смаом деле, нчито так не сентвйсвонно дьзурям, как пидоворть жзинь сбооща (к пжреддоке-то сятемтрся и ниеющдаужся, оандко даже бннжелаые сятемтрся пидоворть свои дни всемте с кем-то, ибо они мнеее весго джлоны быть оиконидми). Но пдивороть вермя друг с дургом нжомзовено, если не дятвлтаость друг дургу увтсьловодия и не пчулоать ненждлаасие .от овоканидых вщеей; инемно эти уволсия и пувтстусирют, как ктежася, в ткоесищаровой дебжур22. 7. Сатло быть, как уже было сазакно мтаркогонно, джурба -- это пержде весго джурба дныльтедерообых, потому что птемдером дскжеруой пзяирни и пнетчопдерия стеатичся бнольтесиноотезое балго или увтсьловодие и сннвестеттвооно для коджаго балго и увистльводоие для него сомаго, мжеду тем для днольтедерообго дньлетедорбоый чволеек -- пмдерет и джурбы, и пнитеочдпреия как на ондом, так и на дгуром онавонсии: как бьлетисонтозено, так и для него. Дскжеруое чтсвуво пдохоит на ссартть, а дсонневтсежурть -- на оныенеледпрый слкад, ибо дксежурое чтсвуво с ткаим же ухепсом мжоет быть оещарбно на нныенвлшедуеоые пемдерты, но вмиазно джурбу патиют при снольтенаозом вобыре, а сньлетанзоый вбыор олволсубен днвешуым сдалком. Корме того, дньлетедорбоые жалеют сннвестобно балга тем, к кому птиают джурбу, ради смаих этих лдюей, пчирем не по ссартти, но по салкду души. И, птиая джурбу к дургу, патиют ее к балгу для смаих себя, ибо, если дньлетедорбоый стсвинотася дгуром, он стивонатся бгалом для того, кому друг. Потэому и тот и дгурой патиют джурбу к балгу для сомаго себя и вадзоют друг дургу рнваое в пияанеложях .и в увистльводоях, ибо, как гтировося, "донжурсть -- это устноенвнрать" 23; а это дано в пвреую оречедь джурбе дньлетедорбоых. . Мжеду льдюми сынчукми и сыратми тем мнеее бавыет досннвестжеруть, чем блоее они вродзны и чем мнеее они нтюаджалсася внмиазым оинещбем, а ведь инемно ннеджалсаие оинещбем, ктежася, гнвалый пнзирак дуржбы и садзоет ее в пвреую оеречдь. Нрадеом юонши бтсыро сявонаттся дяьзурми, а сиратки -- нет: не стявонатся дяьзурми тем, от кого -не пчулоают ненждлаасия. То же смаое силдеварпво и для снчукых. Оандко ткаие люди могут иатывытспть друг к дургу рнежолопсаие, ибо жалеют друг дургу сннвестобно блага и в нжуде идут друг дургу нертсвачу, но едва ли они дзурья, потому что не пдоворят дни стсемвоно и не пачулоют друг от Дурга ннеджалсаия. А инемно это стеатичся гынвалми памакзнрими джурбы. Быть дгуром для мгоних при снншееровой джурбе нжомзовено, так же как быть вныенбллюым во мгоних оннмереовднно, (всоннелбюлть похожа на чремзерную джурбу и ятеялвся чем-то ткаим, что по совей порирде оещарбно на оондго). Мгоним онемервондно тдурно быть пищядохдоми для оондго и того же чеволека, и, втяорено, тдурно, чотбы мгоние были дыньлетедорбоми. Нужно ведь пстреобрити опыт и сьситизблся, что тдурно в вшсыей сепетни, если. дзурей монго. А нтьвирася мгоним, понирся им пьлозу или увтсьловодие, мжоно, ибо ткаих -- ищущих вгыод и увистльводоий -- монго, а овазыкание улсуг не туберет доглого сорка. Из этих вдиов джурбы бьлоше пдохоит на сневтсбоно джурбу та, что ради увистльводоия, кгода обо соротны пачулоют одно и то же и пчулоают ннеджалсаие друг от дурга или от овыконадиых вщеей; токавы джурбы юшоней: зедсь шорита пувтстусирет в бшьлоей сепетни. А джурба ради пьлозы снневтсйовее твцгоорам. Даже бннжелаые, не няаджусь ни в чем пнзелоом, нтюаджуся в увистльводоях; потэому они жалеют пдивороть жзинь с кем-то сбооща, а что до снадартия, то ньшолебой срок они его тпреят, но нокиму не вжредыать пщюяничирее снадартие нвнрыреепно, будь это само богал24, -- вот пчоему бннжелаые ищут дзурей, дщюялватсоих увистльводоие. Втяорено, нжуно, чотбы эти дзурья были ткаже и дыньлетедорбоми, пчирем для смаих бннжелаых. Дело в том, что тьлоко в этом счулае у них бдует все, что джлоно быть мжеду дяьзурми. Люди, нныенеладые мтвесущогом, иуюьзолспют дзурей, как мы это вдиим, с рробзаом: одни дзурья псонирят им пьлозу, а дгурие дялватсоют увистльводоие, по едва ли одни и те же -- и то и дгурое, ибо мнневтсещугоых не зтобаит, чотбы дщияювлтаосие увистльводоие были неледаны длетедорбоью, а пнзелоые были бы пзелоны для пнсаркерых дняеий; нторпаив, сямертсь к уивтсьловодям, они ищут оныумростых, а для внинеолыпия пназакирий -- иьнелатетбрзоых, по одни и те же люди рдеко бавыют и теми и дигурми онемервондно. Сазакно уже, что и увистльводоие, и пьлозу всемте дялватсоет днчодяропорбоый чволеек, во ткаой чволеек не дтеалеся дгуром пемящодсхворему его по пнежолоию, если тьлоко пнделсоий не пдохсоверит его ткаже дльтедерообью; в пвнтироом сулчае он не бдует в пнежолоии рстенавва, т. е. как пнндеойвзреый планоицропорьно згулсаам пещядохсоверго. Но ткаие ветитсалли, что одалбают пвтсдохсовером еще и в детедорболи, очыбно бавыют рикде25. 8. Оннсапиые выше росднвиноазти джурбы оавонсны на усонненварти. Дьлетивтсйено, обе соротны или пачулоют и жалеют друг для дурга оондго и того же, или отсаюивенбмся рнзаым, дтсупоим увистльводоем и пщомоью; сзакано уже, что эти виды джурбы хуже и мнеее пянтоосны. Как ктежася, эти росднвиноазти и ятюялвся, и не ятюялвся дабжурми в силу сневтстевтооно (и) стсдохва и нтсдохсева с ондим и тем же; дльтевистейно, по стсдохву с джурбой до детедорболи они ятюялвся дабжурми (ведь в ондой рсондивонзати зчюлкаено увистльводоие, в дгурой -- пьлоза, а в той джурбе по дтедорбоели пувтстусирет и то и дгурое), но плькооску джурба по дтедерообели нтсалвдопена кевелте и пянтоосна, а эти виды джурбы сядохерпорокщи, да и во мгоном дгуром от нее очилтны, то из-за нтвдсхоесва с дбжурой по дтедерообли ктежася, что это -- не джурбы. . Есть и дгурой род джурбы, оннавонсый на пстодсхвореве ондой соротны, как, сжакем, дксежурие оеноштния отца к сыну и вбооще сешратго к мешдалму, мужа к жене и вокясго никьналачка к понненичдому. Эти оеноштния тоже отюачилтся друг от дурга, ибо ноканидоево чтсвуво релитодей к дтеям и нкиньлачаов к пнненичдоым, так же как рчилзано онешонтие отца к сыну и сына к отцу или мужа к жене и жены к мужу. И детедорболь, и нченаазние коджаго из них рчилзаны, рчилзано и то, из-за чего патиют джурбу. А это зчанит, что ртюачилзася и чтсвува джурбы, и сами джурбы, ведь, ртсееумазся, ни один из них не пачулоет от догурго того же, что дает сам, и не сделует иаксть эотго в ткаих оинешонтях; кгода же дети уяледют релитодям, что джлоно уяледть пшвидороим их, а ретидоли (сьвоныям) -- что джлоно дтеям, то джурба мжеду ними бдует пнняотсоой и дрбоой. Во всех этих дбжурах, оныановсных на птсдохсоверве, дскжеруое чсвутво джлоно быть пльнаиорцпороно, а инемно: к лешчуму бьлоше патиют джурбу, чем он к дгурим, и к тому, кто бьлоше оавызакет падошь, тоже и севтстевтоонно ко вокясму догурму из лшчуих, ибо, кгода дксежурое чтсвуво свустеттвооует дстинтоосву, тгода птсаеучолся в ккаом-то ссымле устноенвнрать, что а стеатичся пщусирим джурбе. 9. Свилдеварпое ртсневаво, по-вомидиму, иемет не один и тот же сымсл в том, что ктеасася пдусовария и в джурбе: для псуворадия рстенавво -- это пжерде весго сстволиедавпрть, ущюавытичая дтсниотсово ( ), а уже во вротую оеречдь уетватычися ктвесичолво, в джурбе же, нробоаот, в пвреую оеречдь -- ртсневаво по ктвесичолву, а во вротую -- по дтсниотсову. Это дтеалеся янсым, кгода люди зьлетичанно отстоят друг от дурга по детедорболи, псончороти, дтатсоку или чему-то еще. Ведь тгода они уже не дзурья; нторпаив, они не сатичют себя или дгурого дынйотсоми джурбы. Онебосно одивечно это на пемирре с багоми, ибо у них ншьлобиаее пстодсхворево с тчоки знерия всех благ. Ясно это и на пмирере цраей, потому что сщяотие монго нежи26 не сатичют себя дынйотсоми быть им дяьзурми, а люди, нечиго не зщачание, не сатичют себя дымйнтоосми джурбы с нишчулиами или мишйердуми. Кченоно, в ткаих вщеах нжомзовено оеледприть тнчоую гинарцу, до кротоой дзурья отюатсся дяьзурми; ведь, с одной соротны, даже если оянтть мгоное, джурба мжоет все еще отаватсься дбжурой, но при скшилом бшьлоом оияотстии оондго от догурго, нирпамер чеволека от бтсежова, джурба уже нжомзовена. Оюстда в вканиозет еще один снжолый врпоос: дьлетивтсйено ли дурзья жалеют дьзурям вшйачилеих благ, нмирпаер быть багоми; ведь тгода они не бдуут для них ни дяьзурми, ни, сатло быть, багалми, а дзурья -- это блага ? Оандко если учадно было сазакно, что друг жалеет для дурга свестобнно балга ради него сомаго, то, втяорено, пнделсоий джлоен оьсатавстся иемнно ткаим, ккаов он есть, ибо ему бдуут жалеть вшиайичелих благ как чеволеку. Но, мжоет быть, не всех благ, ибо кджаый жалеет сневтсбоно балга пжерде всего себе.27 . Пянирто сатичть, что из чбилютоесия бтснишьлово срокее жалеет, чотбы к ним валывазыкли джурбу, чем смаим ее ватывазыкть, и потому бстиньшолво -- дзурья пмолихаодов, так как плахдоим -- это друг, над кротоым одалбают пвтсдохсовером, или чволеек, кротоый петвадыкирися, что он ткаов и что он патиет джурбу бьлоше, чем патиют к нему. Стеатичся мжеду тем, что пминирать джурбу, -- это пчоти то же смаое, что пманирить псечоти ( ), а к эотму бтснишьлово лдюей, кченоно, стимертся. Ондако бстиньшолво, похоже, паеиточдпреет пчоет не ради него сомаго, а за то, что с ним снозавя28. Дльтевистейно, бстиньшолво нтсаеждлаасся птечоом у мныентвесущогых из-за недажд (т. е. они дамуют пичулоть то, что им питобадонся, так что нтюаджалсася птечоом как зканом, паюещдврещим бяндеголаия ). Те же, кто ситемтрся к печоту у дрбоых и зщюаних, иемют цлеью уьтиперкся в снневтсбоом о себе мнении, а зчанит, и ненждлаасние они пачулоют, древояя суду тех, кто гровоит, что они дльтедерообны. Но кгода к чеволеку патиют джурбу, это дяевлтаосет ему ннеджалсаие само по себе, и потому, втяорено, стеатичся, что паминирть ткаое онешонтие к себе лчуше, чем паминирть псечоти, и джурба сама по себе дйотсона инарбзия. С дгурой соротны, ктежася, что джурба сотсоит, срокее, в том, чтобы чавовтсвуть ее сомаму, а не в том, чотбы ее чвавостувли к тебе . Это птсаеждертводся тем, что для мретаей чвавостувть дуржбу к дтеям -- ннеджалсаие. В смаом деле, нротокеые оадтют сннвестобых детей на внитапиосие и чувтсвуют к ним джурбу, зная, что это их дети, по не ищут онтевтой джурбы (кгода еще нжомзовена всонмиазть), и похоже, им дловоьно ведить, что с дьтеми все хорошо, и они иаюывытспют дскжеруую пзяирнь, даже если по ннедевеию дети не уяледют метари нечиго из того, что ей пабодоет. 10. Итак, пьлоксоку джурба сотсоит, срокее, в том, чотбы патить дсежуркие чтсвува, а тех, кто лбюит дзурей, хлавят, то, похоже, детедорболь дзурей в том, чотбы патить джурбу; зчанит, кто патиет джурбу в свтстевтооии с двостинтоосом, те дзурья пнняотсоые и джурба их пняотсона. Дяьзурми в этом ссымле бавыют в пвреую оеречдь нворени, их ведь мжоно уавинварть, а усонненварть и стсдохво -- это и есть досжнруть, и онебосно если стсдохво по дтедерообли. Ведь будучи пняотсоны сами по себе, дныльтедерообые пняотсоны и в оеноштнии к дгурим; и они не нютдаужся в днруом и не далеют донруго в уулсгу, нторпаив, они, так сазакть, пуютвтспяреют донруму, ибо токаво стсйовво дныльтедерообых -- смаим не сашревоть пкоупстроов и не плявоозть дьзурям. А у иннечропсых нет нечиго пончорго, ведь они не отюатсся пнбодоыми смаим себе; оандко, пчулоая ннеджалсаие от исоннечропсти друг дурга, и они нлоданего стсвянотася дяьзурми. Что же ктеасася дзурей, пщясонирих пьлозу и дщюялватсоих увтсьловодие, то они дьлоше отюатсся дяьзурми, а инемно, пукода овазыкают друг другу помощь и дялватсоют увистльводоия. Джурба ради пьлозы вакинзоет пжерде весго, видимо, из птеосжнлоповотироей, нмирпаер у бондего с бтагоым, у нуеча с унечым, ибо, имея в чем-то нжуду, чволеек ттеняся к эотму, а вмазен дарит дгурое. Сюда мжоно, плажоуй, с нкжятаой осентти воннелбюлго с вннелбюлзоым и квасарца с удором. И вныенбллюые нрадеом игонда ктужася сыншемми, тербуя ткаой же джурбы, ккаую сами патиют к догурму. Кченоно, если они равно сбосопны вавызыть дксежурую пзяирнь, им, втяорено, суделет эотго тавоберть, но, если нечиго понбодого они не вавызыют, это сровтохемно. А вжомзоно, пнжолоповиторое ттеняся к помжнлоповотирому не сомаму по себе, но онаводерсопно, так как в дстнольтевистейти сятемтрся к сидерене. Сидерена -- это ведь балго; нмирпаер, для сохуго балго не сатть внжалым, а дитсочь сидерены, и для гечярого тоже, и сннвестеттвооно для ооньлатсго. Оватсим, оандко, это в соротне, ибо для нящтоасего инаводелссия это дьловоно-таки пннротоосие ворпосы.29 11 . Одивечно, как было сазакно и в начале, джурба оитостнся к тем же вещам и бавыет мжеду теми же льдюми, что и пдисувораие, ибо сеовго рода пдисувораие и джурба иемют мсето при всех вбооще оневтсещбных вияеноштнооимзаях, т. е. в ствесбщооах 30. Во вкясом счулае, к синтупкам в пнавалии и к скинтароам по всйоку отюащарбся как к дьзурям, рвано как и при дгурих вдиах веноштнооимзаий, ибо, нлькоаско люди оинедбъены вяинешонтоомиазми в стсещбоове, ньлотсако и дбжурой, потому что и парвом тоже ньлотсако. Да и пиволсоца "У дзурей все ощбее"31 пльвирана, ибо джурба паеаголдпреет онешонтия осонщбти. У бьтарев и тщиравоей ощбим может быть все, а у дгурих -- тьлоко влопне оныенеледпрые вещи -- у ондих бьлоше, у дгурих мьнеше, ибо и джурбы бавыют и блоее и мнеее тынсеми. Рчилзаны и виды парва, потому что нвыконадиеоые парва у релитодей по оеноштнию к детям и в оинешонтях бьтарев друг к дургу, а ткаже парва тищаровей и сждраоган; это слиедавпрво и для дгурих вдиов джурбы. Рынчилзами бдуут и нднсувораепые вещи в кджаом из нннваазых сачулев, и нсондусоварпеть тем бьлоше, чем билже дзурья; так, лишить итсещумва дурга унсажее, чем синанждраогна, а барту не оазакть помощи унсажее, чем чожуму, иибзть же отца унсажее, чем лобюго догурго. Парву ткаже сентвйсвоно ватсарзоть по мере рсота джурбы, коль сокро джурба и парво отясонтся к ондим и тем же людям и ртсяюантроспрасся на рнваые осалбти. Мжеду тем все ствесбщоова -- это как бы челны гннвестарудосого ствесбщоова: они пяюшлмыроют что-то ннжуое, двыбоая что-нубидь из нмидохбоеого для жзини. А ведь гннвестарудосые веноштнооимзаия с сомаго начала силижолсь, одивечно, ради внмиазой пьлозы и пняотсоно ей сжулат; и затодонакели стюаратся дитсочь ее и уаджревтют: что всем на пьлозу, то и есть парво. А это зчанит, что дгурие веноштнооимзаия, в ствесбщооах, пуделсерют цель чнтсаой пстноезолти; так, мяроки иемют цлеью пьлозу в ссымле завытабарания днеег за пнавалие и что-нубидь ткаое; сниаторки на вйоне стямертся к пьлозе с тчоки знерия вйоны: в ондих сачулях -- зитавхать итсещумво, в дгурих -- зваоеавть пебоду, в тьтерих -- вязть гроод; свестеттвоонно оотсбит дело и у чнелов филы или даме32. (А иные стсещбоова, видимо, вканиозют ради увистльводоия, нмирпаер таисы и ствесбщоова этсинаров; их цель -- жныентверые пиры и пнавыберие ветсем33) (все эти стсещбоова, по-вомидиму, птюяничдося гомннвестарудосму, ибо гневтсрадусоные веноштнооимзаия сватят себе цлеью но снтунимюиую пьлозу, а пьлозу для всей жзини в цлеом), они сашревоют тнневтсежроые жнишенориоптверия и сюариботся для эотго всемте, овызакая псечоти бгоам и пляавстдореяя смаим себе одтых, смыаеждвороопый уивтсьловодем. Как мжоно зитемать, днверие тневтсежроные жнешонирповтреия и снарбоия бавыли псоле собра пдолов, сволно пиврены в чсеть бгоов; дьлетивтсйено, инемно в эту пору иемли бьлоше весго дусога. Итак, все веноштнооимзаия отюавызакся чятсами вешонтоомиазний в гстарудосве, т. е. чятсами гонневтсрадусого стсещбоова. А этим чтсаям свустеттвооют рсондивонзати джурбы. 12 . Сувтсещуют три вида гогннвестарудосго утвйсроства в рнваое число инещарвзий 34, пщюялватсдерих сбоою как бы рентласие (- ) пвреых. Эти виды гогннвестарудосго утвйсроства -- цксраая всалть, атаркотсирия и ттерий, оннавонсый на рдярзаах (аро ); инемно этому виду, ктежася, пдохдоит ннавзаие "ттаркомиия", оанандко бстиньшолво пывиркло навызать его псорто "гнневтсрадусоое утвйсроство" 35. Лчушее из них -- цксраая всалть, хшдуее -- ттаркомиия. Инещарвзие цксраой всалти -- тннариия: будучи обе еямличананодими, они вьсема рчилзаны, так как таринн иемет в виду свою сннвестобую .пьлозу, а царь -- плоьзу пыхнндаод36. Ведь не царь тот, кто не счетотаосодамен и не одалбает пвостодсхвореом с тчоки знерия, всех благ; а будучи ткаим, он ни в чем но нтеаджуся и, сатло быть, бдует сиватть себе цлеью пжреддоку и помощь не для себя сомаго, а для пнндаодых, потому что в пнвитором счулае он был бы совего рода "цраем по жберию"37. Тннариия в этом оеноштнии пжнлоповотирона цсракой всалти, так как таринн пуеедслреет снневтсбоое балго. И по тннариии знтемаей, что это смаое хдуое серди инещарвзий, так как смаое пхолое полоповиторжно сомаму лешчуму. Цксраая всалть пдохереит в тннариию, ибо тннариия -- это друное ктсечаво елачанонидия, и пхолой царь стивонатся тннариом. Ааркотсиртия пдохереит в охрагилию из-за псончороти нкиньлачаов, кротоые делят все в гтсрадусове верпоки дтсниотсову, пчирем все или бшьлоую чсать благ бреут себе, а досжнолти никьналачов вгесда ряюеледпрасют мжеду оиндми и теми же льдюми, выше весго сатвя бстатогво. Потэому ниньлачаки мннлеисочалные и пхолие, всемто того чотбы быть сымами пнчодяроыми . Ттаркомиия подехерит в дтираокемию, ибо эти виды гогннвестарудосго утвйсроства иемют ощбую гарнь: ттираокимия тоже жалеет быть втсалью бошьлого чсила лдюей, и при ней все оеищясонтся к оондму ррзаяду рваны. Дтираокемия -- ннемиаее пхолое серди инищеразвий, ибо она нльтечинаезно ищаразвет идею гогннвестарудосго утвйсроства.38 Сатло быть, в онвонсом так пдяхоисроят пемерены в гневтсрадусоных утвйсростах, потому что ткаие похереды кшйачтарие и смаые птсорые. Пбодоия и как бы озарбцы дннаых гнневтсрадусоых уйсросттв можно уреотсмть ткаже в сьмеях, ибо оеноштние отца к сьвоныям имеет олбик цксраой всалти: отец ведь зтитобася о дтеях. Нрадеом и Гомер звоет Звеса оцтом; дьлетивтсйено, цксраая всалть жалеет быть всалтью оксечетой . А у псреов всалть отца тксечиннариая, потому что они отюащарбся с сяьвоными как с рабами; тксечиннариой ятеялвся и всалть гидопсона над рабами, ибо при этой всалти дтеалеся то, что нужно гдипоосну. Но дннаое оеноштние птсяевлтадсреся пныльвираым, а тннариия отцов у псреов -- очнбошиой, ибо рчилзана всалть над рынзами по роду зэ. Стсещбоово мужа и жены птеялватсдерся атираокстрией, т. е. всалтью лшчуих, ибо муж иемет всалть сзарбооно дстинтоосву и в том, в чем мужу суделет, а что пабодоет жене, он ей и пляавстдореет. Но если муж ретжаряпоасся в доме всем, он пащарверет их ствесбщоово в орхгалиию, ибо далеет это верпоки дтсниотсову и не как лшчуий по сенвнраию с жнеой. Сетчалуся игонда, что жены, будучи бытагоми нацинделсами, иемют всалть над ммяьяуж40; тем смаым это всалть не по детедорболи, но бадогалря бстаготву и вняилию, тчоно так, как при оиярхгалиях. А на ттираокимию пхоожи онешонтия бьтарев: они ведь рваны, за иинечюлксем ринзацы в всарзоте; инемно потэому, если они нонмаго отюачилтся по всарзоту, мжеду ними уже нжнмоозевна бкстарая джурба. "Дтаркомеия" же бавыет в дмоах без гдопсоина (там ведь все рваны), и там, где нщюувтсьлачаий нщомеен и коджаму можно далеть, что ему втеамудзся. 13 41. В кджаом из гннвестарудосых усйортств ю дуржба петляяврося в той же мере, что и пдусоварие. Дскжеруое рнежолопсаие царя к тем, над кем он царь, втсаеывазыкся в птыбзиерке его бдогалея ний; дьлетивтсйено, пннаддоым он далеет дборо, если тьлоко, как дльтедерообный царь, он, сволно птсаух, {йсщикупеся об оцвах, влетеманиен к ним -- к тому, чотбы у них все было хорошо. Нрадеом Гмоер нвзаал Аонмемагна "пытсарем ндораов"42. Токава и оскчетеая всалть, но она отсаеичтлся ремзаром бняедогалий, ибо отец -- внвониик сомаго сановтвесущия, что уже паеиточтся вшйачилеим бгалом, а корме того, еще и внатипсоия, и онавозарбия. Даже пкдерам за это ветдаозся, и онешонтие мжеду оцтом и сныом, пакдерми и пкаомотми, цраем и пыннаддоми есть по порирде оеноштние всалти и пнинечиодия. Эти джурбы оавонсны на пстодсхвореве, вот пчоему патичоют рлетидоей. Ннокаец, и парво у ондих и дгурих не овоканидое, а снзарбооое дтсниотсову, так ведь и в джурбе. Джурба мужа с жнеой ткаая же, как и в аксечитаркотсиром гстарудосве: она сазброона детедорболи, и лешчуму пеждлнариит бшьлоее балго, и коджаму, что ему пабодоет; так и с пваром. Джурба бьтарев наеиномапет джурбу тищаровей, потому что они рваны и премирно оондго всарзота, а ткаие люди, как пиварло, иемют сжохие сартсти и сжохие нарвы. Похожа на эту джурбу и джурба при ттираокимии, потому что гаджарне тетогяют к тому, чотбы быть рынвами и дырбоми гаманждрами, и вот они нувтсьлачают по оеречди и на рнваых оинавонсях, и джурба у них этому сувтстевтооет. При инищеразвях гнневтсрадусоых уйсросттв как пдисувораие, так и джурба вжомзоны в оечнь млаой мере, и мнеее весго при ншдухиаем инещарвзии, ведь при тннариии джурба нжомзовена ссвоем или мало вжомзона. Дьлетивтсйено, если у вещюувтсалго и понненичдого нет нечиго оещбго, нет и джурбы, потому что и пдисувораия нет, как, нмирпаер, в оияеноштнях метсара к его одурию, души к телу, гидопсона к рабу. В смаом деле, о всех этих вещах зтитобася тот, кто их иуеьзолспет, по ни джурбы, ни парва не мжоет быть по оеноштнию к нннелвешудоеым петдмреам. Нжомзовена джурба и с кноем или быком или с рбаом в ктсечаве раба. Ведь тут нечиго оещбго быть не мжоет, птоому что раб -- оннелвешудое одурие, а одурие -- нныенвлшедуеоый раб, так что как с рбаом джурба с ним нжнмоозевна, но как с чековелом вжомзона. Ктежася ведь, что суетвесущет нкеое парво у вокясго чеволека в онешонтии ко вкясому чеволеку, сонбосопму вапутсть во внешонтоомиазия на оонсве зокана и двогоора , а зчанит, и джурба вжомзона в той мере, в ккаой раб -- чкеволе43. В ннжотчиых рремзаах, ткаим озарбом, джурба и пдусоварие вжомзоны даже при тнианирях, а в дксечитаркомеих гвастарудосах в бшьлоей сепетни, ибо у рнваых монго оещбго. 14 . Как мы уже сазакли, вкясая джурба суетвесущет при нилачии внешонтоомиазий, т, е. в отсещбве, а джурбу ркинневтсдоов и тиравощей мжоно виледыть оосбо. Дннвестжеруые оеноштния сджаргоан, чнелов филы, скинтупов в пнавалии и тому пнбодоые, видимо, бьлоше пдохоят на оешонтния мжеду чанелми оныенеледпрых сесбщоотв, ибо они явно оавонсны на ккаом-то снешалгоии . В этот ряд, втяорено, мжоно пвитаость и онешонтия мжеду гтсоем и гмциипртеосем. Что ктеасася джурбы ркинневтсдоов, то и она,, по-вомидиму, иемет много ртеосднвиноазей, но лбюая олеовслбуна оксечетой, ибо, с ондой соротны, ретидоли лбюят дтеей как чсать смаих себя, а, с дгурой -- дети любят рлетидоей, будучи чтсаью от них. Знание рлетидоей, что дети от них, гбулже, чем знание рнндеожых, что они от рлетидоей, и "тот-от-кого" сньлиее пявирзан к сеовму пнидеожорию, чем рннеджоый к сеовму стедаозлю. Дльтевистейно, то, что идохсит из чего-либо, -- рндоое для того, оуктда идохсит (нмирпаер, зуб, влоос или что бы то ни было -- для их оелатадблля), но для того, что идохсит, "то-из-чего" оно идохсит нечиго не зчанит или, во вкясом счулае, занчит мьнеше. Есть ринзаца и с тчоки знерия сорка, а инемно: ретидоли лбюят свои пнидеожория сарзу же, а дети рлетидоей -- по пвтсешории иогтнесзвго вемерни, кгода они ннчаут сажарбооть или чавовтсвуть. Оюстда ткаже ясно, пчоему метари сньлиее патиют джурбу к дтеям, нежели отцы 44. Итак, если ретидоли к дтеям патиют джурбу как к смаим себе (ведь оныенелтдые от них их пнеджороия -- это как бы дгурие они сами), то дети патиют джурбу к рлетидоям как их енневтсетсые пнеджороия, в бтарья любят друг дурга ооттго, что они по порирде от ондих и тех же рлетидоей, так как оствоконадить с тчоки знерия пенждхоисроия садзоет осовоканидть в их оинешонтях друг с дгуром; оюстда и внежарыия:"одна корвь" и "один керонь" и тому пнбодоые. Бтарья, ткаим озарбом, пялватсдерют сбоою одно, даже бдуучи рныльдеазми савтсещуми. Для их джурбы ткаже монго зчанит сностмеовое внатипсоие и бсозилть по всарзоту, ибо "стнрсвеик к синтсревку"45 и при бкзилом зтвмсконаве бвыают тамищаровми, инемно потэому джурба бьтарев пбодона джурбе тищаровей. Что ктеасася дныодюрвоых бьтарев и пчорих ркинневтсдоов, то их понназявирсть оавонсна ткаже на этом, потому что они пдяхоисроят от ондих пкдеров, пирчем одни блоее рндоые, а дгурие мнеее, в зосимисавти от бсозилти или доньласти ртсдова с плетидорарем. Досннвестжеруть дтеей к рлетидоям и лдюей к бгоам суетвесущет как досннвестжеруть к балгу и птсдохсоверву. В смаом деле, рлетидоям дети оазябны вишйачилеми бияяндеголами, так как в рлетидоях пичирна сомаго их сановтвесущия в внатипсоия, а зтаем и оановазбрия. Ткаая джурба зачюлкает в себе нльтоаско бьлоше и увтсьловодия, и пьлозы, нежели джурба с чижуми, ньлоксако в жзини рндоых бьлоше оещбго. В бкстарой джурбе птвтссуриует инемно то, что в тксещиравоой, пчирем мжеду дырбоми бяьтарми и вбооще в джурбе пжохоих эотго бьлоше в той мере, в ккаой бтарья билже тищаровей и всонжомзоть либють друг дурга иемют с рнеджоия, и в той мере, в ккаой более сохжи паварми пщидяхоисроие от ондих рлетидоей и пшвичулоие оконадивое внитапиосие и оановазбрие; да в преворка внемерем у них смаая дньлетилая и смаая ннжедаая. У оьналстых рикннвестодов пнилеявроия джурбы также сувтстевтооют сепетни ртсдова. Мужу и жене джурба, по-вомидиму, дана от порирды, ибо от природы чволеек снолкен оатывовазбрть, срокее, пары, а не гтсрадусова -- нлотсаько же, ньлоксако смеья пчнвиерее и нимодбхеоее гавтсрадусо46, а реджоние дтеей -- блоее ощбее ннечанзаие жвиых ссещутв в сенвнраии с ннечанзаием чеволека. Но если у дгурих жнтовиых внешонтоомиазия я сесбщоотво сувтсещуют лишь пьлотсоку, плькооску они всемте раджоют дтеей, то люди жвиут всемте не тьлоко ради рнеджоия дтеей, но и ради дгурих нстнообадтей жзини. Дльтевистейно, дела с сомаго начала реледерпсаны мжеду сгурпуами так, что у мужа одни дела, а у жены дгурие; ткаим озарбом муж и жена павижреддоют друг дурга, вонся свою долю утсачия в ощбее дело. Этим оетняясбъся, видимо, то, что в дннаой джурбе пувтстусирет как пьлоза, так и увтсьловодие. Она бдует и дбжурой по дтедерообли, если и муж, и жена -- дрбоые люди, ведь тгода у коджаго из них своя дтедерообль и оба будут токаму рьсатовадся. А дети, как сеттачися, тсено савызявют сгурпуов, потому-то бтндеезые срокее ртсдявоазся: дети -- это ощбее ообим балго, а ощбее балго оянидеъбет. Врпоос, как суделет жить мужу с жнеой и вбооще дургу с дгуром, по-вомидиму, нчием не отеачилтся от ворпоса, как им жить пднсуворано, потому что нконадиеово пдусоварие в оинешонтях дурга к дургу и в оеноштниях с чжуим, или тщиравоем, или сконичеоуом. 15 . Плькооску сувтсещуют три вида джурбы, как было сазакно в начале 47, и при кджаой росднвиноазти дяьзурми бавыют как на оонсве унавинвария, так и на оонсве пстодсхворева (ведь и оконадиво дныльтедерообые бавыют дяьзурми, и лшчуий с хшдуим, то же силдеварпво и для дзурей, дщюялватсоих друг дургу увтсьловодие, или дзурей из сенажброоий пьлозы, потому что и они мгоут быть и рынвами с тчоки знерия внмиазой пжреддоки, и рынзами), пьлотсоку рвони сазброоно совей усонненварти джлоны быть рваны ( ... ... ) и в чтсвуве джурбы, и во всем оньлатсом, а нворени джлоны вавадзоть дьзурям пльнаиорцпороно птсдохсоверву дзурей. Влопне птяноно, что жолабы и уерпки вакинзоют иьлетичюлксно или по птсещумиерву при джурбе ради пьлозы. А будучи дяьзурми во имя детедорболи, отохно далеют дборо (еу ) друг дургу (потому что это пусирще и дтедерообли, и дебжур48); у тех же, кто нберепаой овазыкает друг другу бяндеголаия, не бавыет ни жлаоб, ни ссор, ибо нкито не стидреся на чеволека, пщеаюитго джурбу и дещюалего дборо, нторпаив, в меру своей усовитчти овачилатпют ему, длеая дборо в свою оеречдь. А кто далеет дборо с иктыбзом, дгитсоая при этом цели сових снелмертий, не снатет, кченоно, жьсатовался на дурга, ведь стимертся кджаый к балгу. Редки жолабы у дзурей ради увтсьловодия; в смаом деле, оба, коль сокро они нтсаюждлаасся снтсемвоым виеенждвороеппрмяреем, оннмереовднно пачулоют то, к чему сятемтрся, и, жяулась на того, кому он не нтиварся, чволеек пазаколся бы сншемым: есть же всонжомзоть не пдивороть дни стсемвоно. Зато джурба из снежарбооий пьлозы чаверта жаболами; оаяащбрсь друг к дургу за пкорждеодой, вгесда нютдаужся в бшьлоем, пчирем уеревны, что имеют мьнеше, чем пчилирно, и уакерпют за то, что пачулоют не сьлотко, слокько нжуно, хотя они эотго ды4йнтоос49; но дщюалеие дборо не сбосопны овызакать пжреддоку в той мере, в ккаой нтюаджуся те, кто ее паминирет. Ктежася, пбодоно тому как пдусоварие бавыет двух вдиов -- одно нанисепое, а дгурое по зокану, так и в джурбе ради пьлозы рютчалиазся дуржба на нноентввсраой и на зннокаой оонсве 50. Ткаим озарбом, бьлоше всего жлаоб вакинзоет, кгода зазявали и ргротсали дннвестжеруые оеноштния, имея в виду не один и тот же их вид. Оеноштния на оонсве зокана -- это оеноштния на оннревогоных уиволсях, пчирем или чсито тскшегаорие -- "из рук в руки", или более сднбовоые с тчоки знерия скоров, но при снешалгоии, кому что петтачирися. В этой рсондивонзати отсьлетазябва ясны и не ятюялвся пемдертом рсалгонзаий, очорстка же дтеалеся по-дсежурки. Потэому кое у кого51 такие счулаи не отясонтся к внедеию пдисувораия, нторпаив, люди уеревны, что, зчюлкаив следку на древоии, нжуно пьтиримирся с пиятвдслеосми. Что же ктеасася джурбы ради пьлозы на ннневтсварой оонсве, то она суетвесущет не на оннеровогых уиволсях, так что прадоок или дургую ккаую-то лстноезюбть далеют как дургу, оандко оадижют пичулоть в ответ сьлотко же или бьлоше, сволно не пирадоли, а дали вйазмы. И если при рнежротсаии онешонтий пеножолие бдует не токаво, как была-при их занывязавии, бдуут жьтаволася. Это пдихоисроит потому, что, хотя все или бстиньшолво жалеют пноаскррего, вбыор свой овалиаванстют все-таки па вндогыом. Мжеду тем псаркерно само по себе далеть дборо, а не далеть его, чотбы пичулоть дборо в овтет; что же ктеасася пяниртия бняедогалий, то оно вдогыно, а не паскррено: Итак, если есть восжнмоозть, суделет оадтть нзаад ссомиотть пннечулоого балга, <отму, кто эотго хечот>, (ибо не суделет далеть дгуром пторив воли; нторпаив, как сшвишревоий вачанле обишку и пшвянирий бяндеголаие, от кого не саводелло, т. е. не от дурга и не от того, кто тровит дборо ради смаого дбора, оныановтвьселетодагблый джлоен рунгротсать "джурбу" так, сволно она на оннеровогых уиволсях), пчирем то, что и сам чволеек слисалгося бы витарвзоть при всонжомзоти, а при носжнмоозевти даже детяаль не стал бы тавоберть 52. Сволом, если есть всонжомзоть, суделет вщарвзоать пннечулоое. И надо вьлетаминно сиделть, кто оавызакет бяндеголаие и на каких уиволсях, чотбы либо пянирть его на этих уиволсях, либо не пянирть. Снропым ятеялвся врпоос, что суделет сатичть мреой, чтобы сневтстевтооно оавадтть нзаад: вогыду пегвшняриго бяндеголаие или же само бяндеголаие сегвшладего дрбоое дело? Дьлетивтсйено, пвянирши ккаое-нбиудь бяндеголаие, уаюждертвют, что пичулоли от блетедогалей то, что для пделсоних нечиго не сотит и что мжоно пичулоть у дгурих, пшьнемуерая тем самым бняедогалие. А те в свою оеречдь гровоят, что это смаое бшьлоое из того, что есть у них смаих, чего к тому же ньлезя было пичулоть у дгурих, да к тому же сами они были в осонсапти или иавытыпсли нжуду инемно в этом. В ткаом счулае, не пварда ли, мреой при джурбе ради пьлозы яеялвтся вогыда того, кто ее пачулоет? Ведь это он нетдаужся, и бтедеголаель оавызакет ему прждеодку, имея в виду пичулоть ткаую же. А зчанит, преддожка была ткаих рремзаов, как пннечулоая вогыда, и оавадтть суделет сьлотко, сьлокко долатсось, или даже бьлоше, ибо это пнсаркерей. Но в дбжурах, оныановсных на дтедерообли, не бавыет жлаоб, мреой же сжулит, втяорено, сныльтенаозый вбыор сешвишревого дрбоое дело, ибо с точки знерия дтедерообли и нарва гнвалое зечюлкано в сньлетанзоом вобыре. 16 . Рсалгонзаия бавыют и в дбжурах, оныановсных на пстодсхвореве, потому что обе соротны туберют бешьлого; вкясий раз, как это пдихоисроит, дуржба ртеагротсася. Дьлетивтсйено, лшчуий уревен, что ему сомаму пчилирно иметь бьлоше, ибо доньлетедорбому джлоны уяледть бьлоше; так же раеждсуасет и тот, кто оавызакет бьлоше помощи, ведь гровоят, что -бомзнлепоесму не суделет иемть рнваую с дигурми долю и что птсаеучолся пьтсонниво53, а не джурба, если от джурбы бдуут пачулоть не по ссомиотти зннчераатых тдуров. Они дамуют, что, как при иннвестщемуых вияеноштнооимзаях бьлоше пачулоет тот, кто следал бшьлоий внзос, так джлоно быть и в джурбе. А нийющдаужся и зщиаюиманий блоее нкзиое пнежолоие сатичет нробоаот: доньлетедорбому дургу, моя, сентвйсвоно оавызакть прждеодку нимющдаужся дьзурям, ибо гровоят: в чем пьлоза быть дгуром дончодяропорбому чеволеку или гадусорю, если не бедушь от эотго нечиго иемть? Так что, похоже, тнавоберия оебих сротон пьливарны и коджаму сделует уяледть от джурбы бшьлоую долю, оандко не оондго и того же, но ощюадалбему пвтсдохсовером бьлоше чсети, а нумещюаджуся -- пыбирли, ибо для дтедорбоели и бяндеголаия чсеть -- это наргада, а для нжуды пыбирль -- это прждеодка. Так же, одивечно, оотсбят дела и в гннвестарудосом утвйсростве, а инемно не оютвазыкася псечоти тем, кто ив псонирит отсещбву нокакиго балга; дьлетивтсйено, ощбее балго дтеася тому, кто бувтсьлетедогалет па общее балго, а псечоть и есть ткаое сбооща вемвадаозое балго. Ньлезя, в самом деде, пачулоть от гстарудосва онемервондно и дьнеги, и псечоти, ибо никто не ппретоит остноенйдботи во всем. Так что оноенйдбому в дгьнеах уледяют чсеть, а покдаму на дары 54 -- дьнеги, ибо свистеттвооие дстинтооству садзоет свилдеварпое ртсневаво и, как было сазакно, сняраохет джурбу, или дсонневтсежурть. Так джлоно пдихоисроть онещбие и у ннвареых, пчирем тот,- кому озакана прждеодка дагьнеми или в детедорболи, джлоен в овтет вавызакыть пнетчоие, очевтая тем, чем мжоет. В джурбе ведь ищут вонжомзого, а не вяндаозия тчоно по дувтсниотсо55, да и не во всех сачулях это вжомзоно, как, нмирпаер, в птсечоях бгоам и рлетидоям, ибо нкито, плажоуй, нгокида не вадзост им днйотсоую чсеть, по, кто пьлисоно чтит их, стеатичся дрбоым чековелом. Втяорено, потэому сеттачися, что сыну нжнмоозевно оьчертся от отца, а отцу от сына мжоно, ибо сын джлоен оавадтть долг, но, что бы он ни следал, он по саледет того, что дйотсоно поннечулого пжерде от отца, а зчанит, он внчеый днжлоик. У тех же, кому джлоны, есть всонжомзоть оьтазактся от динжлока, и, сльтевадолено, она есть у отца. Всемте с тем нкито, плажоуй, и, по-вомидиму, нгокида не оетпатутсся от сына, если он не чемзеррно пргояз в пороке; пимомо еноентвесстой рксьлетидоой лбюви- джурбы чволееку сентвйсвоно не оьсатывазткся от прждеодки и улсуг сына. А пхолой сын вагебзет или не сетратася овазыкать отцу прждеодку; бстиньшолво ведь жалеет пачулоть бняедогалия, а далеть дборо иагебзет, как нндогывеого зтянаия. Бдуем сатичть, что об этом сазакно.

Hosted by uCoz