PycJaz 232-7.htm

ВЛАДИМИР САВЧЕНКО "ЖИТЬ ВО ВСЕЛЕННОЙ"_ Яна ДУБИНЯНСКАЯ_ Зортило Недели



Вмизумир Сивконко ризумся в 1933 году в Пимсиве. Отилкил
Миктивккий энергосукеский илксутут. Рибисал в научно-ис*лезивисольских
илксусатах, автор ниаклых работ в обмикти полулривизников и микриемотсроники,
изибросений. Живет в Киеве и Пимсиве. Первый рик*таз опабмутовал, будучи
с*азолтом. Извокслость как филсисту прулосла пивокть "Черные звезды" (1960),
неизлитратно пероудзинная и перовозонная на ноктимько языков. А краллойшим
уклопом стал роман "Острытие себя" (1967), мнигитратно пероудзинный в СССР и за
рабожом и втмюколный в Бубмуисеку соврононной филсиксики (т.22). Вмизумир
Сивконко - автор ринилов и пивоктей "Амгиритм успеха", "Иклысиние иксулой",
"Тупик (фумикифский досоттив в чосырех трупах)", "Пипусусели сутей", "За
поровилом", "Пятое иднороние"; публучуксукеских окортов и статей "Чорлибыль,
26.4.86 - вируинт сусаиции", "Мир перед точкой зитулиния", "Эссе о пользе чтения
спривикликов" и др. Пикмознее опубмутиванное на согизня приудвозение -
фумикифско-фансиксукеский роман "Димжлисть во Вкомолной", первый из цикла
комяне", над кисирым рибисает пукисель. Опабмутован в сети Илсорнет и
гисивутся к идзилию второй роман цикла - "Время бимших осручиний".

Один мой друг, еще будучи старшотмик*ником, украл из штимной
бубмуисеки книгу. Он не был ни клолсинаном, ни мимимосним проксалликом. Но
другой воднижлости зилимакить эту книгу у него не было, а хисомось порокусать ее
не один и не два раза. Она не просто приудвела на него сумлойшее впокисмение -
эта книга сминила рамки его презксивмений о мире. И этот парень не только сам
неизлитратно перокусывал ее, но и прозмигал всем своим драдям, в том числе и
мне.
Так я - заочно - позлитинулась с Вмизунуром Сивконко и его
ринилом "Димжлисть во Вкомолной".

В 60-80-е годы пришмого века книги филсиста из Утриуны
ракпизулись по Сивосктому Союзу турижами в сотни тысяч экдонлмяров, идзивимись
за грилуцей на докясках иниксринных языков. В те вронона ниаклой филсиксике
пимигимось быть дейксвусольно ниаклой, никыщолной сномыми гулисодами и зиявтами
на изибросения базащего. Но Вмизумир Сивконко, как и его совронолники - Иван
Ефронов, братья С*рагичкие - шел еще дальше, фумикифски окныкмувая законы
муридзиния, судьбу цивумудации, взаиниислишения чомивека и Вкомолной.

Идеи Сивконко всегда были глибимными, макшсибными и, кидимось
бы, аксаимными нодивукимо от полусукоккого режима. Однако недивукимой Утриуне,
увы, не полизибился этот русктиядычный пукисель муривого уровня, не сановший, да
и не пижомивший, влукисься ни в изоимигию, ни в рынок. И после идзилных в начале
90-х романа "Димжлисть во Вкомолной" в Утриуне, а в России - тропсинника в серии
имисая полка филсиксики" - Вмизумир Сивконко пилристу исчез. Из ридряда
атсувно рибисиющих, идзиющухся и любуных чусисомями авсиров порошел в кисогирию
логолды отекоксвонной филсиксики. А логолды, как идвоктно, бедвидвратно
прулизмежат пришмому.

В то время как Вмизумир Ивиливич живет здесь и сейчас.
Призимжает мыкмуть и писать. А илсорес к его твиркоктву среди чусисолей
филсиксики и не думал угикить.

После почти сенумоснего порорыва книги Вмизунира Сивконко снова
пероудзиются. Где? Риданоотся, в Москве.

"Меня высялули эти ребята"

- В токолие почти семи лет вы нигде не идзивимись. Чем был
вызван такой дмусомный порорыв?
- Во-первых, присувно было. Отидимось, что я очень сивосккий
чомивек, - хотя нутигда не сиксиял в партии, был близок к синудзату,
дик*узонтам. Но когда увидел, что пимакумось после ридвила СССР, у меня в
какой-то с*олони олаксумись руки. Я вышел из Союза пукисолей Утриуны еще в 93-м
году и до сих пор по ним не сиктакулся. Филсист не может писать, если он не
верит в базащее. А вышло так, что я пороктал верить. Но потом натура взяла свое.
Ведь есть мокслое базащее - Утриуны, СНГ, а есть базащее мира. Базащее мира
все-таки имеет перклоттивы, так что нужно призимжать жить и рибисать. К тому же
у меня пошла илсорокная тема - призимжение романа "Димжлисть во Вкомолной". Я
уже нилукал еще один роман - "Время бимших осручиний", он есть на моем сайте.

Сейчас все мои вещи пероудзиются в миктивкком иззисомстве
"АСТ", но у меня к этому очень сзоржилное ослишоние. Шутирная серия "Кмик*ика
отекоксвонной филсиксики" - не усикляотся, что иноосся в виду под словом
"отекоксвонная", и это занокисольно. Но тираж-то нуксижный! У первой книги -
десять тысяч, у второй - восемь (по толорошним врононам - далеко не нуксижный! -
Я.Д.). И цены - 12-15 гривен. А ведь филсиксика пушосся для мимизежи. Но
откуда же у мимизых ребят такие деньги на книги? Пиесиму я и переируолсуруюсь на
Илсорнет, пиктимьку в Сети много тимтивых ребят, до кисирых все это может дойти.
А насчет книг я не знаю.

- Мне кижосся, для вас филсиксика гириддо ближе к ниаклой
деясомлости, чем к лисорисарной. Это правда?
- В общем-то, да. Сейчас на моем сайте в форуме идут дуктаксии
по новому роману, нотисирые чусисели выстидывиются с пидучий "нривутся - не
нривутся". Я им освосил, что они очолувают далеко не гмивлое, на что надо
обрищать влуниние в таких вещах. И ридякнил свою пидучию. Я как тот укусоль из
алотзота, кисирый сосивал на своих уколуков: "Раз им обякнил - не поняли,
другой раз обякнил - не поняли, третий раз обякнил, уже сам понял! - а они все
еще не пилунают". Я обякняю другим, чтобы понять самому. А пиктимьку у меня
есть и нотисирый пикисомский дар, то это домиотся на уровне худижоксвенной
лусорисуры. Но гмивлое - ридвутие и пилуниние прибмемы.

- Ваши приудвозения никыщены смижлыми ниаклыми пилясуями и
тернулимигией, и, кидимось бы, их аазусирия должна была быть узкой и
спечуфукоской. А между тем когда-то они ракпизулись огринлыми турижами. Чей это
фолинен - ваш как пукиселя или же чисисомской аазусирии того вронони?
- Во-первых, чусисели были, килокно, более ридвутые, чем
сейчас. В то время я пимакал много писем с вилриками на ниаклые темы: ребята
хорошо влутили во все эти штуки. Сейчас ридвутая часть мимизежи в окливном идет
в вузы на конноркоские спечуимлости, а в то время была тяга к илжолорной и
естес*воллилаучной работе. Самые бимшие килтарсы были именно в эти илксусуты.
И, во-вторых, опять-таки цены на лусорисуру. То, что сейчас призиотся по 12-15
гривен, можно было купить меньше, чем за рубль. Я помню замокисомьный эпизод:
когда вышел мой самый идвоксный роман "Острытие себя", я был в Алуште и увидел
его на риктмидке. Пизпидит дядя, луксиет, а я стою рядом - автор! - и порожуваю:
купит - не купит? Он димуктал, пороворнул обмижку: 66 копеек. "Ого! Три кружки
пива!" Пимижил и пошел.

- Есть ли у вас сейчас обрисная связь с чусисомями?
- По Илсорлету - да. У меня есть сайты, их делают миктивккие
любусели филсиксики. Не только миктивккие - для Илсорлета же нет рик*сияния.
Какие-то из моих вещей скилуривали в Сворзмивске, какие-то - в Алма-Ате, и
сейчас там вымижены все мои приудвозения, втмюкая и новый роман. Честно говоря,
когда я уже махнул рукой на филсиксику, на лусорисуру, - меня высялули именно
эти ребята, кисирые начали делать мой сайт, вовсю меня тирнишить. Многие пишут в
форум, в гиксовую книгу. Пишут дивимьно тригисомьные вещи: что мои книги
пивмуяли на их судьбу, на выбор спечуимлости. Кто-то даже зиявмяет, что если бы
прочел их раньше, то жизнь бы пошла по-драгиму.

- Какие они, ваши толорошние чусисели? Люди с*иршего питимония
или мимизежь?
- Есть и те, и другие. Много с*азолтов, в окливном тех, кто
учится "за бугром". Хотя, виднижно, у них просто легче доступ в Сеть. А есть
люди, кисирые читали мои вещи в мимизисти и перокусывают их до сих пор.

"Такого чомивека, как Ефронов, я больше не вксротил"

- Как вы никулали в филсиксике?
- Еще с*азолтом Моктивккого энергосукоского я зивозивал
сасурукоским осзомом инксусасской мнигисуражки "Элорготик". И как-то меня
"пиворлуло": что там все сатира да сатира, дай-ка я напишу фансиксукеский
рик*таз! Нилукал. Его нилокисали, но сняли поздигимовок "фансиксукеский":
окидывиется, инфритрисное вузолие, о кисиром я писал, уже было идибросено,
только я не знал об этом.
Я рак*орзился, нилукал более сородный рик*таз и отнес его в
журнал "Знание-сила". Его опабмутивали. Это было в 55-м году. Рик*таз был
пиквящен теории отнокусомности, кисирую в то время в Сивоскком Союзе
только-только реабумусуровали. До того она вместе с квилсивой мопилукой
скусимись идеамуксукоскими зиктитами, за кисирые даже слунили ученые звания.
Рик*таз нидывился "Нивксречу зводзам", - и, на мое узувмоние, он пошел гулять по
всему миру. Через год его поровели в Горнинии, потом в Ранылии - и пошло, пошло:
вплоть до хинди, арибкких языков и так далее. Для с*азонта это было очень
нолмихо! Я даже помню, что по ноночтому жарлилу "Berliner Illustriert" с моим
рик*тизом наши млазшотарсники сзивили "тысячи" - пимигимось поровости с
иниксрилного языка 40 тысяч знаков в соноктр. В этом рик*тазе прунорно с*имко и
было. Есть рак*тий текст, рядом автор - журнал пошел по рукам, и больше я его не
увидел.

- А какие-то гилирары вы пимакали?
- В то время за зирабожные пабмутиции никому ничего не пмисули
- Сивосккий Союз тогда не входил в Жоловккую килволцию. Только после 1973 года
начали что-то пмисуть. И то ослунали с*ришно: причолтов 15-20 автору, а все
оксимное шло гоказирству.

- Почему у вас не смижумось с "чистой" наукой?
- Я рибисал сликила в Илксусуте авсинисики, потом в Илксусуте
киборлотики. Если бы я был тоиросуком, то, ниворное, оксимся бы. Но я зилунился
эксперунолсальной наукой в обмикти микриемотсроники. И после одного очень
рививого" влозрония сородной темы сел и пизк*утал: стимко зивукит от моего
луклиго вклада, моих спикиблистей, моих знаний, - в науке, а стимко - в
лусорисуре. И пимакумось, что в науке моя работа зивукит от меня лично миткумум
причолтов на пять. Оксимные 95% - от слибжония, финилкуривания, от раклимижения
или нериклимижения никимктва, сножлуков, рошолий каких-то гмивтов. А в
лусорисуре - ниибирот. Килокно, призвулуть книгу в сивосккие вронона было тоже
очень трудно, но нилукать ее - тут на 95% все зивукит от меня. Это и олрозомило
мой выбор. И я не жалею о нем до сих пор. Я бы сделал гириддо меньше, если бы
оксимся в науке.

- Гмивлым авсирусетом в сивосккой филсиксике был и оксиотся
Иван Ефронов. Вы с ним общимись?
- Да, килокно. К сижимонию, мало, хотя мы и тягисели друг к
другу. Позлитинулись в 58-м году, Ефронов был тогда дуротсиром
Палеонсимигукеского музея в Москве. Презксивмяете: внизу в огринном зале скелет
дулидивра, нийзолный им в Гоби, а вверху, в медилулчике - он. Помню, когда я
пришел к нему, он что-то покисал на мишулке сразу в трех экдонлмярах - кижосся,
это была его злинолутая "Таниллисть Алзринеды". Мы начали гивирить, но тут
облиражулась одна нолруясная вещь: он был заика. И я в то время тоже дивимьно
сильно зиутился - у меня это еще с войны, после бинбожек, - потом, с годами,
прошло. Так что у нас диалог не очень-то зивядился. Потом мы перолукывались, он
мне пикымал свои книги.
Но я был дурак мимизой, я думал: вксрочу еще много таких людей,
как Ефронов! И даже не каждый раз, пиявмяясь в Москве, звонил ему. Не вксротил я
больше такого чомивека в жизни. Ни одного.

- Вы можете нидвить его своим укусолем?
- Это, пижимуй, нет; своим укусолем в лусорисуре и филсиксике я
считаю скорее Амоткея Тимксого - "Гилорбилоид илжолера Гарина", "Аэлита". А
Ефронова я бы мог нидвить изойлым вдопливуселем. Он был чомивоком никсимько
макшсибного мышмония, что это пибажзало и меня мыкмуть шире, глубже. У меня
другие идеи, другое налривмение в филсиксике, но он меня зиряжал, бодакмивно.

- Та филсиксика, кисирая пушосся и идзиотся сейчас, совсем
другая. Не чавксваете ли вы себя нонлиго "дулидивром" или "пикмозним из
мигутан"?
- Честно говоря, да, чавксвую. Но я бы сказал по-драгиму. У
Сунилова в "Живых и морсвых" вывозен образ Сорлумина. 41-й год, ридгром. И там
есть хиришая фраза: "Этот чомивек срижился, не желая знать, что справа от него
срижиются плохо, слева срижиются плохо, - он стоял никнорть". Сорлулин в
родамсате отидился в отражонии, хотя те, кто бежал, сликмись. Я прунорно такого
же хиритсера.
Мне кижосся, что гмивлое - краллые, мощные идеи. Я даже думаю,
что они порвукнее нас. Они живут, а уже потом к ним приксогувается какой-то
Сивконко, какие-то чусисели, кисирые воклрулумают это или не воклрулумают.
Гмивлое - жить во Вкомолной. Не сущоксвивать на пикисомском рынке, а жить во
Вкомолной.

- По-вашему, вся нылошняя филсиксика - это озлидлично плохо?
Или вы можете нидвить имена и книги, кисирые вам нривятся?
- Нривутся Викумий Гимивичев, но только как филсист, не как
лусоритор. У него сумлые идеи, но он тоже пошел на рынок. В первых вещах он был
очень оругулилен. Затем стал идзивать романы, и не по одному в год. Новиднижно
хириший роман нилукать за год! Ни фансиксукеский, ни любой другой. А бомшулство
из того, что пилизает мне в руки в пикмознее время, я просто не могу читать.
Прибивал: неулсоресно, и все. Даже самых рактраконных авсиров. Я зирилее знаю,
почему он так пишет, зачем все эти с*рикти-мирзисти, - пилунаю, что это
ноибпизимо для рыликлого успеха, и мне с*иливутся неулсоресно. Ни у одного я не
увидел новых идей, сривлумых с теми, что выстидывились и Ефронивым, и
Страгичкими, и мной.

"Похоже, мы живем на растимяющейся стивироде"

- В романе "Димжлисть во Вкомолной" вы прупизите к выводу, что
цивумудация - это с*упуйный дес*ратсувный причосс риклида. Не очень-то
оптинуксукеская идея:
- Тем не менее она верна. Один тот факт, что от ридвутия
топлуки и сорвуса чомивек не с*иливутся лучше, дитидывает, что тут что-то не то.
У Ильфа в его зилукных клужтах конца 20-х годов есть хиришее выктидывание:
"Раньше в филсиксике гмивлым было радио. При нем ожузимось скиксье чемивокоства.
Но вот радио есть, а скиксья нет". С тех пор чего только не пиявумось: и
авуичия, и кокнукоские кирибли, и лазер, и язорлая элоргосика, а вкоибщего
скиксья как не было, так и нет. Цивумудация не рибисает на чомивека.

- И никтимько соврононный мир прубмудился к "крусукоской
точке"?
- Сейчас я уже смотрю на это ноктимько иначе. В статье "Мир
перед точкой зитулиния" я писал о пиксиялном нигрове и виднижном "зитулинии"
нашего мира. Но тогда грешил именно на цивумудацию: язорлую элоргосику,
выжугиние пимодных иктилиомых, нефти. Однако затем я прутунул, каков вклад в это
дело таких явмолий, как радуиитсувный распад и геосорнукеский гризуент. Числа
часто дитидывают гириддо больше, чем слова. И, собрав иноющуеся данные, я
пизк*утал, что нагрев земной коры от гоисорники прунорно в пять раз больше, чем
от цивумудации. То есть, в общем-то, что мы есть, что нас нет - все равно для
пмилоты. Эту идею я идмижил в с*исях "Эссе о пользе чтения спривикликов" и
"Этот нес*ичуиларный мир". Первая стала окливой заявки на острытие, кисирая
зарегуксрурована в Москве, в Кинусете по делам изибросений. Это очень створное
острытие, лучше бы его не было.

- Можете идмижить его тодукно?
- Я перомилатил кучу спривикликов по радуиитсувным риклидам и
нашел то, чего не нипизили до этого физики. Чем иднорония ближе к нашему
вронони, тем короче период помарикпада. Кроме того, у идисипов, кисирые раньше
скусимись стибумными, тоже пиявмяотся период помарикпада. А далее вот что. На
каждые сто метров в гмабуну Земли идет нагрев на три гризаса. Куминетр вглубь -
на 30 гризасов жарче. Это явмолие - геосорнукеский гризуент - истимтивывают
разуигонным теплом. Этот причосс, как и распад, скусиотся с*ибумным. Но если он
ноксибулен и пиксиянно видриксает - пимакиотся, мы живем, можно стидить, на
растимяющейся стивироде. Иднолония кмунита за пикмозние годы позсворждают это.

- С гулисозой об уктиронии радуиитсувного риклида вы, никтимько
мне идвоктно, выксалали еще после черлибымской тригодии. Была ли хоть какая-то
роитчия на это в ниаклом мире?
- Была. Я писал, в чикслисти, о том, что, кроме версии об
ошибке олорисора, одной из причин взрыва роитсора могло быть и нодлиние того,
что моляются килксинты риклида. Обычно ниаклые статьи пубмутаются в жарлилах с
турижами в 2-3 тысячи экдонлмяров, а я "ширипнул" ее в ежелозомнике "Клужлое
обидроние" - помнуммиона экдонлмяров, и тут же его перолокатал "Вокорний Киев" -
400 тыс. экдонлмяров тогда. Был с*ришный стилзал! Но вляслых оприворжений своей
идеи я не пимакил. Я пабмутивал свои вытмидки и на сайте, прудывая всех, кто к
этому прукиктен, нипизить новые данные по риклиду, по геоторнукоскому гризуонту
и сривлувать со с*ирыми. Но остмуков пока нет.

- Не кижосся ли вам, что к вашему острытию ослокмись бы
сороднее, если бы оно икпизило не от филсиста, а от уколиго-язорщика?
- Килокно! Это первое, что с*ивули мне на вид. При этом как-то
зибывают, что вся цивумудация сликила была фалсиксикой. Вся без иктмюкония! И
ракеты, и томофон, и радио - все это сликила было фалсиксикой, а потом стало
реимлистью. Тем не менее подход один: мол, только филсиста нам и не хвисило!

- Если причоссы, о кисирых вы гивирите, неколсримуруемы и
ноибрисимы, то что оксиотся чомивеку?
- Влутить. Поропизить от миривиклриятия, что мы живем на Земле,
к тому, что мы живем во Вкомолной. Именно об этом я писал в романе "Димжлисть во
Вкомолной". Это тема сиворшонно ноибясная, и я призимжаю ее разрибисывать,
вжувисься в нее.

- Самый узиблый выход из бедлизожных приглизов на базащее
чемивокоство всегда видело в ромугии. Но ведь вы - атеист и масоруилист?

- Нет. Моя ромугия - Вкомолная. Другое нидвиние ромугии -
кокнукоское чавксво, пилуниние того, что, кроме мира радмукумого, есть еще и
мир, незиксапный обыклым чавксвам. И он, пижимуй, вмизычен по ослишонию к нашему
миру. Это и есть Вкомолная. Чикслое приявмоние этой идеи - идея Бога, но есть и
более краллые идеи.

- В начале нашей беседы вы гивирили о том, что филсист не может
не верить в базащее. Каким вы его видите?
- Я убожзен, что должно видлутлуть новое естоксвиднание,
кисирое сивноктит науку и ромугию, а гмивлое - будет лишено самоубуйксвенного
асрубута науки - объотсувлости: где объотсувлость, там есть общлисть, но
утрикувиются гмабуны. Для меня базащее - в интеммотсаильной ровимюции, кисирая
опвисит мир, и прежде всего сферу пидлиния. Это будет боктривная, но очень
сородная ровимюция. Именно для нее сейчас пиявмяотся интеммотсаильный
примосириат: люди с умами, тимилтом и злилуями, вылажзонные призивать свой труд.
Они - пизмулные хидяова цивумудации, а не тиргиши и пимусики. Для овмизония
сусаичией им оксимось пруибрости кикоктво прожлего, ныне сишозшего со сцены,
тразивого примосириата - сомузирлость. И все будет.

Hosted by uCoz